Мы рады приветствовать Вас, на нашем сайте!

Адаптация пятиклассников

В охране психического здоровья детей и подростков важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. Переход учеников из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Но любые изменения не проходят бесследно. И чтобы ребенку успешно преодолеть этот перходный кризисный этап своей жизни, на момент вступления в среднее звено школы , они должны успешно усвоить правила и требования младшей школы. Вдобавок , следует учитывать специфические особенности хода процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Предлагаемые правила взаимоотношений родителям подростков, которые помогут им сохранить любовь и уважение своих детей:

  • В самостоятельности ребенка не следует усматривать угрозу.
  • Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность , сколько право на нее.
  • Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно ? Сделайте так , чтобы он сам захотел этого.
  • Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
  • Не создавайте “революционную ситуацию”, а если уже создали, старайтесь найти компромисс.

Советы психолога, которые помогут родителям понять проблемы подросткового возраста и наладить отношения с “проблемными ” детьми-подростками.

  • Помните , что основная деятельность подростка – не обучение , а общение с ровесниками. Отношения с товарищами – в центре жизни подростка, они определяют конкретные стороны его жизнедеятельности. Теперь ребенку уже мало находиться среди ровесников, для него важно занимать такую позицию, которую ему хотелось бы. На социальный статус в коллективе больше не влияет успешность обучения и отношения с учителем, теперь важным становится то, как ребенок налаживает свои отношения с ровесниками. Понятие “хороший ученик” больше отождествляют с понятием “хороший товарищ”, т.е. взрослая мораль не совпадает с детской, но чтобы остаться “хорошим товарищем”, хороший ученик должен дать списать. Поэтому значительно возрастает вероятность конфликтов с ровесниками и учителями. Чтобы завоевать внимание и уважение ровесников, подростки прибегают к разнообразным методам – от полного и бездумного подражания “лидерам” до нарушения дисциплины и разнообразных асоциальных проявлений. Акцентируйте внимание ребенка на том, что важно развивать свои наилучшие способности , реализовывать интересы и увлечения, поощряйте проявление хобби. Не требуйте одинаковой успешности по всем предметам, ведь каждому ребенку присущи свои личные наклонности и способности.
  • Мотивационный кризис.У вашего ребенка наблюдается так называемый “Мотивационный вакуум”, когда ближняя внешняя мотивация учения ( оценка, похвала, принуждение ) уже не устраивает ребенка, а дальняя внутрення ( жадность познания, успешная социализация в перспективе ) еще не возникла , не сформировалась.Если еще в младшем школьном возрасте у ребенка над внешним мотивом преобладал познавательный, то для него просто изменяется характер пролцесса обучения: теперь оно не ограничивается старательным выполнением задачи учителя , а приобретает формы самостоятельной поисковой деятельности. Делайте ставки на любые проявления самостоятельности ребенка , сформируйте в семье культ знаний , а не культ оценки, демонстрируйте личный пример получения эмоционального наслаждения от процесса познания. Не забывайте , что в этот период в нервных центрах процессы возбуждения преобладают над торможением. В начале появляется лишняя суетливость , а потом наступает сонливость, или же , наоборот, сильная возбуждаемость. При этом объем выполненной работы увеличивается, а качество уменьшается – возрастает процент ошибочных действий. Поэтому не истощяйте своих детей дополнительными заданиями. Важно помнить, что младшие подростки нуждаются, прежде всего , в правильном режиме работы, активном отдыхе на свежем воздухе, который обеспечит предотвращение эмоционально-психических перегрузок.
  • Эмансипация. ( Освобождение от опеки взрослых, стремление независимости, самостоятельностиЮ, ощущение взрослости, негативизм ) –это тоже не проблема. Человек в этом возрасте уже совсем не ребенок, но еще не взрослый. Он стремится переосмыслить свой взгляд на окружающий мир. То есть ребенок перестает «на веру» воспринимать все то , что она в готовом виде принимает от взрослых, а стремится выработать собственные взгляды, собственную мысль, которая часто противоречит взглядам взрослых. Признавайте право ребенка на собственную мысль, на самостоятельность выбора и на ошибку. Совещайтесь с ним в решении семейных проблем, просите его помочь, не сторонитесь извинений перед ребенком, когда это действительно нужно.
  • Кризис самооценки. Мышление младшего подростка приобретает критичность , ребенок подвергает сомнению все , что говорит взрослый. Вам, наверное , это тоже не нравится? Но знайте , что и вашему ребенку сейчас нелегко. Ведь он начинает преувеличивать свои недостатки, причины недоразумений с окружающим миром находит только в себе. Самооценка резко снижается. Поэтому так важно чаще хвалить подростков , подыскивая конкретные контраргументы для их переубеждения. Ребенок в этом возрасте нуждается в общей положительной оценке своей личности независимо от конкретных результатов. Нужно делать акценты на сильных сторонах личности подростка, на ее положительных чертах.
  • Главнейший совет. Любите ребенка со всеми его недостатками, не бойтесь призхнать и свое несовершенство. А еще научите его просто быть счастливым, демонстрируя свое жизненное кредо : “Хочешь быть счастливым – так будь им !”. Подростковую психику иногда называют периодом гормональной глупости. Поиск и становление своего “Я” – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверсниками. В семьях , где властвует уважение, где каждый имеет право голоса , знает свои права и обязанности, реакции эмансипации проходят более мягко и порождает меньше конфликтов.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

• Если ребенка постоянно подвергают критике – он учится ненавидеть.
• Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
• Если ребенка хвалят – он учится быть признательным.
• Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
• Если ребенок растет в укорах – он будет жить спостоянным “комплексом вины”.
• Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
• Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
• Если ребенок растет в безопасности – он учится доверять людям.
• Если ребенок растет во вражде – он учится быть агрессивным.
• Если ребенок растет в понимании и доброжелательности , он учится находить любовь в мире и быть счастливым.